Шведский джаз – один из самых удивительных, который вы когда-либо слышали! Сомневаетесь? Дорогие друзья! Насколько Bror Fredrik "Esbjörn" Svensson, рождённый 16 апреля 1964 года в городе Скультуна, удивителен для джаза? Посмотрите его "When God created the coffeebreak*", например, и решите сами. Вполне возможно, что и джазовых музыкантов можно делить лишь по уайльдовскому критерию на "скучных" и "интересных", – говорящих новое или повторяющих. Известно, что Эсбьёрн Свенссон был признан одним из самых успешных джазовых пианистов начала 21 века: его трио "E.S.T" пробилось на американский джазовый рынок и попало на обложку американского журнала "DownBeat", а сам Эсбьёрн Свенссон два года подряд становился "музыкантом года" в Швеции (1995, 1996). Мать Свенссона играла классический джаз на фортепиано, а отец был джазовым фанатом. Несмотря на уроки классического фортепиано, первыми шагами в музыке для Свенссона стало участие в любительских рок-н-ролльных группах со своими одноклассниками, в том числе, с барабанщиком Магнусом Остремом (Magnus Ostrom). После обучения в "Stockholm's Kungliga Musikhögskolan" Эсбьёрн некоторое время играет как сессионный музыкант, а в 1985 году, вдохновлённый би-бопом, создаёт дуэт с барабанщиком Frederik Noren. В 1993 году он воссоединяется с Магнусом Остремом и бассистом Даном Берглундом и создаёт свое "Esbjörn Svensson Trio", больше известное как "E.S.T". Хотя дебютная запись трио "When everyone has gone" практически не получила популярности, трио быстро стало участником целой серии шведских фестивалей и получило известность, в том числе благодаря работе с такими известными шведскими джазовыми музыкантами, как Луиз Хоффстен (Louis Hoffsten) и Victoria Tolstoy (певица – праправнучка Льва Толстого, впрочем, уже не говорящая по-русски). Вместе с альбомом 1996 года "Esbjörn Svensson Trio Plays Monk" трио получает широкую оценку инноваторской чувственности Свенссона. Год спустя запись "Winter in Venice" получает шведскую "Грэмми" в номинации "Лучший джазовый альбом", а запись "From Gagarin's Point of View" 1999 года приносит трио международную известность и контракт с немецким лейблом "ACT". Релиз 2002 года "Strange Place for Snow" закрепляет за "E.S.T." звание лучшей европейской джазовой группы – трио становится самой востребованной звездой концертных залов Европейского континента. Они также играют десятки фестивалей, соединяя джазовую музыку с видео, экспериментами со светом и сценическим дизайном, стараясь "расшатать" привычные представления о джазовом формате. Хотя "расшатывают" его не меньше музыкальные эксперименты и интерпретации джаза Свенссона, интересы которого простираются от музыки Барокко до техно, при этом, не нарушая, а именно развивая горячую природу джазовой музыки. Вместе с пластинкой "Seven Days of Falling" ансамбль получает награду от BBC "Jazz Awards" в номинации "Международный артист". Последующий альбом 2006 года "Tuesday Wonderland" получает уже известность и в США, и именно тогда обложка журнала "DownBeat" украшается фотографией трио. Последней работой трио стал альбом "Leucocyte" лета 2008 года, в котором Эсбьёрн Свенссон скрупулезно и аккуратно, поистине мастерски, работал над интеграцией электронной музыки в джазовое фортепианное трио. После завершения альбома, 14 июня 2008 года, Свенссон с друзьями отправился на архипелаг Ingaro для занятий дайвингом, своим давним и излюбленным хобби, откуда уже, к сожалению, не вернулся. Последнее выступление "E.S.T." состоялось 30 мая 2008 года в Москве, в концертном зале им. Чайковского. Именно русским слушателям досталась возможность оценить удивительный шведский джаз от Эсбьёрна Свенссона в конце его жизни. С уваЖЕНИем, Гимер. * "When God created the coffeebreak" в комментарии к посту #EsbjornSvensson #JazzCalendar #ZheniaGimer #JazzPiano #SwedishJazz #16AprilJazz

Теги других блогов: джаз Esbjörn Svensson E.S.T